Одесса

Видео про Одессу




Я давно хотела в Одессу, она даже была частью моего большого несостоявшегося трипа по Украине. Но хотела достаточно вяло, чтоб туда ехать. Могла ли я когда-то предположить, что поеду туда зимой? Нет. Могла ли предположить, что на футбол? Тоже нет. Но вот у меня билет на матч, а вот я уже покупаю билеты на самолёт. Да, я выбрала белавию, потому что это быстро и без дополнительной мороки, и не то чтоб сильно дорого, а своё время (в том числе рабочее) и комфорт (не ездить сутками в автобусе) я научилась ценить. 

Я рассчитывала если не на тепло, то хотя бы на солнце. Но первые дни Одесса была пасмурной жемчужиной, но на заставке пусть будет задумчивый Тарас Шевченко. А кто ещё? Мы же в Украине. Где я не была, кстати, четыре с половиной года. Ого! И ездила тогда тоже на футбол, на чемпионат Европы. Таких совпадений я тоже предположить никогда не могла!
Odessa Cover

Итак, мы прилетели со Стасенькой onixstacie в четверг, в день матча. Полёт прошёл ужасно, нам выпал ряд без места для ног, а со мной сидел смердящий сижками китаец, вонь от которого распространялась от каждого его движения. Я бы проверяла пассажиров на интенсивность исходящего от них запаха. В иллюминатор посадочное поле выглядело как разросшаяся вширь лётная часть в Степянке, а аэропорт — как вокзал Орши до Дожинок. Сразу за таможенным контролем молилась большая группа иудеев. Таксисты предлагали везти в центр за 400 гривен (~130$) при цене маршрутки в 5 гривен. Рядом стояло здание нового терминала, на старом и потёртом гордо высилась надпись АЭРОВОКЗАЛ. 

Вышли на Екатерининской навстречу красному автомобилю и отправились искать наше жильё. 

Odessa, Ukraine

Но проблемы с водой или что-то ещё. И вот мы живём на Ришельевской вместо Еврейской. В принципе неплохо. Немного самострой, зато отдельный вход. Всё как надо. Привычно раскидали вещи и двинули обедать. В Украине время на час меньше чем у нас, так что уже было темно. Обедали в бодеге "Два Карла" на углу Греческой и Екатерининской, в подвальчике. По легенде одно из самых старых мест Одессы, бессарабская кухня. Раз такое дело, то ели мамалыгу по классике: со шкварками, сметаной и брынзой. Интересная штука, крутое заведение, но кофе фу.

Оттуда двинули в Underpub, место сбора фанатов МЮ в Одессе. Судя по их странице в ФБ, это какое-то третье место: там и концерты, и венки рождественские плетут, и батлы танцевальные устраивают, но на время нашего присутствия там даже картины со стен сняли от греха подальше. Мне и место, и наполнение казались странными. Знакомых лиц мало. Зато много казахов. И поются странные песни. И "разыгрываются" билеты со сцены. Что происходит вообще?! Через небольшое время был назначен выход из бара и совместный проход на стадион под охраной украинской полиции, местного омона и каких-то ещё людей в форме. Сначала нас довели до Потёмкинской лестницы (уии-ху!), которая на масштабной реконструкции, открыт только очень узкий участок ближе к фуникулёру. На лестнице мы часто останавливались, и хоть были со всех сторон окружены охраной, мне это не нравилось. Всё-таки у Одессы на период проведения Лиги Европы и игр "Зари" далеко не красочная репутация. По городу нас вели не самым коротким путём, но, наверное, самым безопасным, где никто не мог выскочить из-за кустов. 

Про весь этот "марш болельщиков" могу сказать, что это было суперстранно. Основные кричалки сводились к "Жыве Беларусь! — Жыве вечна!", "Слава Украине — героям слава!", "Слава Киевской Руси, Новороссия соси", "камон юрец" и пению песни Ляписа "Воины света". Я не то чтобы вот сильно против, хотя в политической ситуации Украины при всём желании разобралась плохо, а Беларусь будет жить вечно, но блин зачем? Я чувствовала себя как на Дне Воли 25 марта, а не на подступах к стадиону. Потом мне резко посветили в лицо фонарём от камеры, поэтому я налепетала какой-то глупости вместо того, чтоб с гордостью сказать, что я из города-героя Минска и с детства за МЮ. Когда до стадиона оставалось вот совсем чуть-чуть, ОМОН нас внезапно покинул и мы остались под охраной только кадетов. Ну такоэ. Для меня всё, конечно, прошло в стране розовых пони, поэтому я очень удивлялась, когда видела видео про драки, и что болельщики "Зари" пропустили славян, а потом напали на британцев, но в этом моменте было неуютно. 

Ладно, до трибун было пять минут, ещё три я потратила, чтоб попасть на своё место и купить чая (20 гривен, между прочим). Чай и футбол — любимое сочетание!
Odessa, Ukraine

В плане самого матча мне понравилось куда больше, чем в Москве (хотя эталоном выезда я до сих пор считаю Киев и вряд ли его что-то побьёт). Во-первых, конечно играл МЮ лучше, веселей и собранней, вот именно сам футбол был лучше, а соответственно и результат, выиграли 2-0. Те же люди, что ещё год назад казались незнакомыми новичками сейчас уже куда ближе к тому, чтобы олицетворять для болельщика любимый клуб, а тот же Ибрагимович сразу влился как родной. Ну а поход на трибуну, полную англичан — это всегда тот момент, который неясно, где заслужила. Англичане по крайней мере на выезде всегда двух категорий: либо старикашки, которые заработали на такие развлечения за жизнь, либо совсем молодые ребята, у которых ещё слишком горит огонь всего этого фанатства, — за редким вкраплением других.
Odessa, Ukraine

Минусом был холод. В предыдущий день так совсем дубак, матч чуть не отменили из-за промёрзшего поля. В четверг стало потеплей, но вечером на стадионе на берегу моря (ветер ещё тот) было зимно. Я замёрзла порядочно уже к концу первого тайма, весь второй приходилось танцевать под песенки. Согреться можно было только под сушилкой для рук в женском туалете и горячим чаем, за 20 гривен кстати. В перерыве болельщики "Зари" умудрились сорвать флаги и баннеры, я не понимаю как, увидела только краем глаза, как-то взбежал по трибуне и уже тянет на себя. Но в целом лично для меня всё прошло хорошо. Вот парни пришли поприветствовать гостевую трибуну.
Odessa, Ukraine

По идее после матча можно было так же под конвоем вернуться всей толпой в Underpub, но мы со Стасей просто выбрались из толпы, прикинулись простыми гостями парка и вместе с Денисом и Игорем ушуршали есть крафтовые хот-доги в Eleven Dogs на Гаванной 11. Очень классное место, даже странно, что хот-догов там 10 видов, а не одиннадцать. Зато просто огромная карта коктейлей. Ещё там странный туплет, никак по-другому это не описать, но заставляет запомнить. Отличное место, приятно посидели. И разошлись по домам, решив что перед вылетом ребят в Минск ещё позавтракаем вместе. 

В общем, пока парни собирались на завтрак мы со Стасей успели выйти из дома и чуть ли не полцентра посмотреть. Вчера Одесса мне не понравилась. Грязная на окраинах, совсем некрасивая, в центре уже было темно и я ничего не увидела, где море?, всё бедно и обшарпано, рекламный шум. Не понимала, чего все сюда так рвутся, о каком особом духе и характере говорят? Ну хоть кормили вкусно. При свете дня, хоть и без солнца город выглядел куда лучше. Ладно, хорошо ваша Одесса, хороша. Здания на центральных улицах, конечно, то, что надо. Вычурные, многие неплохо отреставрированы.
Odessa, Ukraine

Памятник Исааку Бабелю 
Odessa, Ukraine

Стимпанковская сова
Odessa, Ukraine

Ура! У нас есть минимум одно подтверждение, что мы ездили вместе.
Odessa, Ukraine

Хороша Одесса, но всё равно как-то запущена. 
Odessa, Ukraine

Зашли в utopia8 на Жуковского 32 — магазин с одеждой и аксессуарами от украинских дизайнеров и небольшая полка нехудожественной литературы. Хотя мы были потом в других, этот мне понравился, пожалуй, больше всего. Ещё не пришедшие открытки оттуда, как и новые значки. В начале Александровского проспекта стоит памятник "нашему всему" Адаму Мицкевичу, украинцы вроде особенно на него притязаний не имеют, хотя некоторые и утверждают, что он их, как и литовцы, и русские, и белорусы. Всем надо.
Odessa, Ukraine

Есть какая-то прелесть во всей этой обвалившейся штукатурке до тех пор, пока она не потянет за собой стены домов. 
Odessa, Ukraine

И хоть от всего этого немного веет тленом, который летом небось прячется за деревьями и туристами, больше всего Одессу портит не он, а а кучи новостроя и самостроя по всему городу, ужасные стекляшки, кричащая, шумная реклама. Как на фото ниже
Odessa, Ukraine

Но есть в городе и примеры очень удачной реконструкции. Вот это она, очень красивое здание. Гостиница Большая Московская (вики), видимо, она тут и будет. Но не всё ещё готово и витринные окна на первом этаже всё ещё забраны фанерой. 
Odessa, Ukraine

Живописный модерн во всей красе
Odessa, Ukraine

В соседнем городском парке собраны памятники самым одесским "штукам": Утёсов или вот стул фантазии Ильфа и Петрова
Odessa, Ukraine

Памятник одесской жизни, очень мне понравился. Потому что собака есть, и котик. Потому что тут изображена та Одесса, про которую тебе рассказывали или ты читала, но я такой всё-таки не нашла.
Odessa, Ukraine

И тут уже красатули наши приехали и мы пошли завтракать, а то мой желудок съедал сам себя. Выбрали Компот на Дерибасовской 20 в первую очередь из-за отзыва Игоря про какао. Это популярная сеть кафе в Одессе, мы были в центральном филиале и тут целый день подают завтраки, обожаю такое, потому что всегда хочу сырников. Всегда хочу, но не всегда беру, потому что именно тут выбор просто шикарный. Как остановиться на одном, а потом ещё в основное меню не полезть? АААА. И обслуживание там очень забавное, стараются всё делать очень уютным и домашним, и какао действительно крутое. После парни уехали в аэропорт, а мы продолжили культурную программу. Но сначала по кофе, ходили в Белый кит, как пропустить место с таким названием? Но кофе у них такой, чуть выше среднего, но свои деньги отбивает. Кит у них шикарный на стене
Odessa, Ukraine

Швейк на углу
Odessa, Ukraine

Когда-то я фотографировалась с маленькими конфетами, пришло время больших — слаще, ещё слаще. А рукой я показываю размер стаканчика в другой.
Odessa, Ukraine

Некоторые здания в таком печальном состоянии, что их занавешивают картинкой. Пример в таком же состоянии была и гостиница Большая Московская в 2007ом году, так что надеюсь, что и тут идёт реконструкция, хотя на такие вещи вечно нет денег.
Odessa, Ukraine

Одесский кафедральный, Спасо-Преображенский
Odessa, Ukraine

Назовём это домом с воинствующими птичками
Odessa, Ukraine

Екатерина II считают основательницей Одессы, ей тут стоит памятник. Под ней всё друзья по этому делу, от Потёмкина до де Рибаса. И поэтому тоже я обойти стороной Одессу никак не могла, всё-таки люблю я Катьку. Как Потёмкин: понимаю, что недостатков вагон, а поделать ничего не могу.
Odessa, Ukraine

Мы направляемся к Колоннаде, напротив — стена Скрябина
Odessa, Ukraine

Само это место очень наглядно показывает, что Одесса — совсем не ровный город, что есть перепад высот, спуски и подъёмы, улицы на разных уровнях. Так что крыши у оснований других домов. Это, кстати, очень популярный одесский вид, сама его не раз видела на фото. На самом деле город в плане зданий очень монохромный, серый какой-то, палевый. Зимой да без солнца это очень хорошо видно. Наверняка, тут очень хорошо в мае или июне, когда ещё есть сочная зелень и цветы и солнце красит город тенью и бликами.
Odessa, Ukraine

Подвесная эстакада над портом, а порт кажется находится со всего северо-восточного выхода к морю. И подпорка у эстакады – шик!
Odessa, Ukraine

Если перейти от колоннады по Тещиному мосту, который по слухам покачивается на ветру или если на нём прыгать (подо мной не качался), то попадаешь в такой малюсенький парк, явно рассчитанный на молодожёнов. Хотя летом ряд любой тени. Свадьбу мы встретили там же, у колоннады. 
Odessa, Ukraine

Odessa, Ukraine

Потом мы пошли в пассажирский порт, спустившись по кусочку Потёмкинской лестницы. В порту у Морвокзала стоит памятник, я ещё издали начала подозревать в нём Эрнста Неизвестного. И да, это он. Подозревала, потому что он мне не нравится. 
Odessa, Ukraine

Пассажирский порт сплошь окружён грузовым и жирафами. При виде их я сразу вспомнила Севастополь. Как окажется вечером, не последний раз
Odessa, Ukraine

Сам же пассажирский порт – это пирс, на котором морвокзал, гостиница, памятник жене моряка и выставка якорей под открытым небом
Odessa, Ukraine

И пристань для яхт, конечно. Но в декабре тут почти никого нет
Odessa, Ukraine

Odessa, Ukraine

Odessa, Ukraine

Дом напротив парка Тараса Шевченко: ар-нуво тут цветёт пышным цветом
Odessa, Ukraine

Мы снова ходили к стадиону, чтоб найти Стасе матчевую "розу", но наши попытки не увенчались успехом. Зато полюбовались на порт с другого ракурса.
Odessa, Ukraine

В наших обязательных планах на день у нас ещё было море, но сначала немного поесть. Были в Тишине на Греческой 1. Место в первую очередь по кофе, но есть и небольшое меню с едой. Именно там я съела божественно прекрасный чизкейк с солёной карамелью. Большие окна, интерьер в стиле лофт, открытые лампочки — то место, которое я всегда ищу в новом городе и в которое часто хочется вернуться. 

Недалеко от "Тишины" на углу вот этот новострой, яркое пятно. Наверное, тут тоже гостинца. И он был совсем фу, если б не мозаики вокруг круглых окон, с другой стороны тоже есть.
Odessa, Ukraine

А прямо напротив. Колорит, кабы не кондиционер
Odessa, Ukraine

По дороге на пляж встретили Памятник Неизвестному Матросу, к нему ведёт аллея славы. Вроде обычный монумент, ничего необычного. Но у него есть аудио-сопровождение. С некоторой периодичностью начинает играть музыка, а потом звучат несколько строк в исполнении Барабанова из стихотворения Роберта Рождественского "Реквием", именно этих я не знаю, но узнаётся моментально. Это стихотворение, под которое я всегда реву, ещё с 10го класса, когда сама читала его со сцены, а два первых ряда ветеранов были в слезах. Для меня это до сих пор одно из самых сильных эмоциональных переживаний. Вообще путешествия — это ведь очень часто, если не всегда, не только поездка в какой-то другой город, но дорога к себя, потому что не знаешь заранее, что и как в тебе заденет какая-то штука, что вскроется, какой ты под налётом рутины на самом-то деле. И каковы другие в необычных, иногда стрессовых (или эустрессовых) ситуациях. 
Odessa, Ukraine

Спускаемся на пляж Ланжерон, летом тут не протолкнуться, небось, а сейчас закат, чайки, редкие люди. 
Море. 
Море, мы не виделись с тобой пять с половиной лет! 
Как? Куда? Почему так вышло? 
Я скучала, оказывается, так скучала!
Odessa, Ukraine

Серый, розовый, голубой, небо (его стало видно) меняет свои цвета и темнеет. Кто-то прогуливается по кромке воды босиком. А вот и мужчина в плавках. Море — надо купаться. Но мы не полезли. 
Odessa, Ukraine

Тут кажется, что прилетела в Одессу не ради футбола, какое? Ради моря, моря, конечно. Ведь оно волновалось без меня. Но вот мы вместе и всё хорошо. Как подло было с моей стороны столько лет ездить только на Балтику? 
Odessa, Ukraine

Вечером мы совершили некоторый набег на магазины, дизайнерские (типа Кокона) нам не зашли, поэтому мы попустились в майстэрнях шоколада и карамели. А ужинали в Гречке на Греческой 7. Не смотря на кашу в названии, там подают в основном морскую кухню. В заведении низкое и слабое освещение, каждый угол выглядит как квартира: разномастные столы и стулья, ковры на полах и стенах. Для мидий был не сезон, поэтому я заценила рапанов, а Стася осталась в восторге от их фирменного пирога, про который они не говорят, из чего он состоит. 

В субботу Стася улетала. Позавтракали мы в Черносливе на Екатерининской 12. Буфет с само обслуживанием, на мой взгляд у раздачи слишком мало места, но нам повезло, что было мало людей. Ну и на мой взгляд, там невкусно. Потом мы прогулялись в сторону Привоза, всё ещё надеясь найти шарф. Для начала атаман Антон Головатый и дети 
Odessa, Ukraine

Ближе к Привозу и жд-вокзалу есть крутые столбы для проводов с героями Ильфа и Петрова на основаниях
Odessa, Ukraine

Якорь студии Лебедева специально для города
Odessa, Ukraine

До того, как все уезжают, мне кажется странным оставаться в городе одной. Но это всегда отпускает в тот же момент, когда остаёшься одна. У меня получилась суперленивая вторая половина дня. Я пошла пить чай с макарунами в Makemycake (Еврейская 29), самые крутые, правда: у них свежие ягоды внутри, я потом коробочку домой в Минск купила. Я посмотрела почти-готическую синагогу и филармонию.
Odessa, Ukraine

Odessa, Ukraine

Нашла стрит-арт под мостом
Odessa, Ukraine

Сходила в магазин Trendon, очень похож на Утопию8. Так как Одесса вся на холмах, то Потёмкинская лестница там не единственная. Вот Ланжероновский спуск. Или подъём? 
Odessa, Ukraine

Если по нему всё-таки подниматься, то сразу справа будет Сад скульптур. Сад — часть Литературного музея, вход 50 гривен, адрес Ланжероновская 2. В Саду фотографировать нельзя, и это логично, а то никто скульптуры смотреть не пойдёт. Их там не много и они иллюстрируют одесские шутки. Есть памятник Рабиновичу, уроженкам Одессы Ахматовой и Цветаевой в образе египетских цариц, памятник Екатерине и её приспешникам, где у всех в руках книги типа Бабеля или Гоголя, а у самой царицы — украино-русский словарь; Гоголь на тройке с чертом на облучке, Жванецкий, Высоцкий, памятник гению, Джинсовому Дюку. Очень круто, я протащилась. Для тех, кто может не понять всех шутёх (как я) есть стенд, где написано, где смеяться. Это я не снимала. Но пару контрабандных (не будь я в Одессе) фото сделала. Это таблички старой Одессы, они удачно за углом — не видно, как я спускаю затвор. Напротив репродукции старых плакатов и рекламы.
Odessa, Ukraine

Старые фонари, под каждым название одного из районов Одессы: Ланжерон, Молдованка, Аркадия и другие.
Odessa, Ukraine

И новый вид на порт. Его, думаю, можно было снимать. 
Odessa, Ukraine

И там есть Кошкин дом. С котиком!
Odessa, Ukraine

Якорь, с которым все фотографируются. И аллея звёзд слева. 
Odessa, Ukraine

Главная достопримечательность Одессы — Национальный театр оперы — не особо меня впечатлил. Вот узловатые деревья вокруг — да, тема!
Odessa, Ukraine

Ещё несколько туристический галочек. Памятник Дюку и воздушные шарики
Odessa, Ukraine

Вид на Потёмкинскую лестницу наконец! Не самый банальный, ведь всё раскопано и в заборах. Справа фуникулёр, в декабре не работал.
Odessa, Ukraine

Местный дом-утюг или дом с одной стеной; ещё чуть левее и вся магия пропадает
Odessa, Ukraine

Это уже не галочка, но люблю такие момент, как огромные цветы на огромном балконе
Odessa, Ukraine

А потом я осела в Forty Five до самого вечера, ела одно, потом другое, читала книгу. Вкусные сырники и суп, это как минимум. Дошла до не встреченных ранее Бендера и Кисы в Горсаду
Odessa, Ukraine

Посмотрела на новогоднюю иллюминацию. Странно, но в Одессе совсем не чувствовалось приближение Нового года, не было того настроение, духа Рождества. Всё кажется просто огоньками. Не знаю пока, откуда берётся эта магия. Ещё неделю назад она была в том же Вильнюсе, а тут праздники отодвинулись на пару месяцев дальше. Может, из-за погоды. Какая-то смесь октября с мартом по моим климатическим представлениям. 

А утром наконец-то выглянуло солнце! Первый раз. И сразу совсем другой город. Как это и бывает. Такую Одессу уже хочется любить, уже сразу многое про неё понимаешь. И почему она так нравится многим. Я выскочила из дома и побежала к морю. Даже серые дома как будто светятся! 
Odessa, Ukraine

В парке Шевченко открывается ярмарка, жители гуляют с собаками и идут на пляж, вечером должен быть концерт Полозковой — нет, я не хочу улетать сегодня, мама! Я всё поняла, Одесса клёвая. Зависть всем жителям за только один этот день, кусочек которого удалось урвать и мне впопыхах! У прибрежного спа-отеля бассейн в виде дельфина; приехал велосипедист, разделся и спустился в воду; мальчик двух лет говорит бабушке, что надо купаться, а дед фотографирует их на "раскладушку", солнце светит — идеальное утро на море. 
Odessa, Ukraine

Я просто стою и смотрю на воду, она прозрачная и чистая тут, хот рядом порт. Смотрю и не могу пошевелиться. У меня ещё тысяча дел: надо успеть позавтракать в той же "Тишине" ещё одним чизкейком и посоветованным Стасей сэндвичем, сдать квартиру ровно в полдень, зайти за макарунами, найти остановку маршрутки (в ней мне нагрубят и я перестану грустить, что уезжаю, и буду ехать на аэровокзал одна в итоге), у меня самолёт через пару часов в конце концов. Но я смотрю и не могу пошевелиться. 
Odessa, Ukraine

Вода бьётся о пирс. Плещется. Море внутри. Оно будет волноваться без меня. Но я приеду как-нибудь. И мы успокоимся. Вот мы вместе и всё хорошо
Odessa, Ukraine

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Катовице — город, в котором вы вряд ли окажетесь

Côte d'Azur. Ментон, поход в Италию и как меня разверстало

Пластилин Колец